Группа "Солнышко"

МАДОУ №218

г.Пермь

Мы рады вам!

Особенности развития звукопроизношения

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно,не не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3 - 5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками.

Каждый сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово шуба в его речи звучит как тюба, сюба,суба и, наконец, шуба.

Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бя вытесняя близкие к нему по артикуляции звуков. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его и вместо С, произнося слово сумка как шумка. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку овладеть звуком (повторять только правильное произнесение слов).

Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже "освоенных" звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимым условием для развития речи ребенка является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих взрослых. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствует, например, случаи довольно широко распространенной "семейной картавости", которую ребенок усваивает, подражая родителям.

Наш детский сад: МАДОУ №218

Адрес: Россия, г.Пермь, ул.Одоевского - 22а

Сайт детского сада:

http://ds218.narod.ru/

Телефон: 226-18-09

E-mail: gruppa.solnyshcko@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz